На изучение темы отводится два часа. На уроке учащиеся должны проследить причины возникновения, признаки и функции государства, рассмотреть отдельные теории возникновения. Словарь урока: политика, государство, правовое государство, монархия, республика. Эпиграф урока: "Государство могущественно тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и его собственность, безопасность, честь и свободу" (Спиноза). План урока 1. Понятие государства. 2. Теории происхождения государства. 3. Признаки и функции государства. Урок начинается с мотивационной беседы, призванной подвести учащихся к пониманию значимости изучаемой темы. Подчеркивается, что каждому чело веку приходится взаимодействовать с различными институтами государства, будь то налоговая инспекция, паспортный стол, загс или другое учреждение. Кроме того, каждый из нас является гражданином, т.е. вступает в определенные правовые отношения с государством. Понятие государства На доске помещаются термины словаря урока. Отдельные понятия известны учащимся из курса истории. Эти знания актуализируются в ходе беседы. Учитель напоминает школьникам, что государ-ство в его современном виде сложилось в ходе длительного исторического развития. Предшествовали государственным образованиям догосударственные формы. На этом этапе общественная жизнь регулировалась традициями, обычаями. С первых и до последних дней своей жизни человек в большей или меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от человека соблюдения многочисленных норм, правил. Еще в античности возникло это противоречие между стремящейся к свободе человеческой личностью и жесткими ограничениями, налагаемыми на нее государством. На протяжении веков менялись представления людей о государстве, о его роли и функциях. Учитель называет разные периоды в развитии государства, а учащиеся определяют, с опорой на исторические знания, положение в нем человека. Преподаватель обращает внимание на различные определения понятия "государство": Государство - это часть политической системы, основной ее элемент. Государство - это учреждение, орган политической власти общества, осуществляющий деятельность в разные периоды. Государство - это машина для поддержания господства одного класса над другим. Государство - организация политической власти в классовом обществе. Затем каждая из теорий разъясняется более обстоятельно. Предлагается задание: расставить в логической последовательности указанные ниже исторические процессы, которые, с точки зрения сторонников классовой теории, привели к возникновению государства: возникновение частной собственности; совершенствование орудий труда; возникновение государства; появление возможности эксплуатации чужого труда; возникновение неравенства; появление излишков продукции; развитие экономических связей, торговли; разделение труда. Можно выделить факторы, которые повлияли на развитие государства: 1) стремление удержать завоеванные территории; 2) внешняя угроза, защита собственной земли; 3) необходимость крупных хозяйственных работ; 4) контакты с более развитыми народами. В повседневной жизни термин "государство" отождествляется с такими понятиями, как страна, Родина, отечество. Чем отличается страна от государства? Родина - место, где мы родились (звучит песня "С чего начинается Родина" М.П.Матусовского). Страна - крупная территория, выделяемая по географическому положению и природным условиям, территория, имеющая определенные границы, обладающая государственным суверенитетом. Государство имеет свои признаки. Учащиеся, самостоятельно работая с учебником, выделяют и записывают главные признаки государства: 1) наличие особой публичной власти; 2) административно-территориальное деление; 3) суверенитет, независимость государственной власти от любой другой внутри страны и вне ее, право государств решать свои внутренние и внешние вопросы; 4) налоговая система (сбор и взимание налогов в принудительном порядке); 5) издание законов, имеющих обще-обязательную силу на всей территории данного государства; 6) наличие символов государства. Далее заслушиваются сообщения учащихся о символах Российского государства. Для рассмотрения внутренних и внешних функций государства на доску вывешивается заранее подготовленная таблица с указанием основных функций, В основе классификации лежат сферы деятельности государства, т.е. те области общественных отношений, на которые оно воздействует. Внутренние функции государства Экономические: выработка экономической политики, создание необходимых условий для развития народного хозяйства, установление правовых основ рынка, управление государственным сектором экономики, налогообложение, поощрение конкуренции. Социальные: охрана труда и здоровья людей, оказание поддержки семье, установление государством пенсий, пособий, защита престарелых, инвалидов, страхование жизни, здоровья. Правовые: установление государственных правовых норм, издание законов, применение силы, если законы не выполняются. Организационные: государство занимается обучением и расстановкой кадров на государственных предприятиях и в учреждениях, осуществляет контроль за исполнением властных решений. Политические: осуществление политической власти, поддержка демократических норм и институтов. Образовательные: обеспечивает обязательность, непрерывность начального или среднего образования, демократизацию общества. Культурно-воспитательные: воспитание гражданственности, патриотизма. Внешние функции - участие в решении глобальных проблем современности; - защита границ, обеспечение национальной безопасности; - развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; - отстаивание государственных интересов в международных делах. После обсуждения функций государства учитель зачитывает письмо читателя, опубликованное в 1998 г. в одной из центральных газет. "Нам долго талдычили - интересы государства превыше всего. Я спрашиваю: где оно, это государство? Я хочу с ним познакомиться и объяснить, что не я ему должен, а оно должно служить мне. Я бы ему напомнил, что ребенок мой так и вырос, не дождавшись очереди в детский сад. И на квартиру я стою десятый год. И никак я не мог достучаться до государства, которое требовало жертвовать всем для него. Но попробуй нарушить паспортный режим - государство быстро о себе напомнит. И от кого защищается - от меня, своего гражданина! А может, не гражданина, а подданного?» Вопросы для обсуждения: 1. Какие функции, по мнению гражданина, государство не выполняет? 2. Сегодня много говорят об усилении государства, какие его функции предполагается усилить? В конце урока учащимся предлагается тестовое задание. Укажите, что из перечисленного относится к признакам государства. 1. Территория. 2. Население. 3. Обычаи. 4. Законы. 5. Традиции. 6. Аппарат управления. 7. Суверенитет. 8. Местные органы власти. 9. Прокуратура. |