ECOIIIВоскресенье, 2025-02-02, 10:03 AM

| RSS
Главная страница
Меню сайта

Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 356

Наш чат

Новое на форуме
Сообщение:
Сообщение:
Сообщение:
Сообщение:
Главная » Статьи » Учительская » Обществознание

Государство, его основные признаки и функции
На изучение темы отводится два часа. На уроке учащиеся должны проследить причины возникновения, признаки и функции государства, рассмотреть отдельные теории возникновения.

Словарь урока: политика, государство, правовое государство, монархия, республика.

Эпиграф урока: "Государство могущественно тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и его собственность, безопасность, честь и свободу" (Спиноза). План урока

1. Понятие государства.

2. Теории происхождения государства.

3. Признаки и функции государства. Урок начинается с мотивационной беседы, призванной подвести учащихся к пониманию значимости изучаемой темы.

Подчеркивается, что каждому чело веку приходится взаимодействовать с различными институтами государства, будь то налоговая инспекция, паспортный стол, загс или другое учреждение. Кроме того, каждый из нас является гражданином, т.е. вступает в определенные правовые отношения с государством.

Понятие государства

На доске помещаются термины словаря урока. Отдельные понятия известны учащимся из курса истории. Эти знания актуализируются в ходе беседы. Учитель напоминает школьникам, что государ-ство в его современном виде сложилось в ходе длительного исторического развития. Предшествовали государственным образованиям догосударственные формы. На этом этапе общественная жизнь регулировалась традициями, обычаями.

С первых и до последних дней своей жизни человек в большей или меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от человека соблюдения многочисленных норм, правил. Еще в античности возникло это противоречие между стремящейся к свободе человеческой личностью и жесткими ограничениями, налагаемыми на нее государством.

На протяжении веков менялись представления людей о государстве, о его роли и функциях.

Учитель называет разные периоды в развитии государства, а учащиеся определяют, с опорой на исторические знания, положение в нем человека.

Преподаватель обращает внимание на различные определения понятия "государство":

Государство - это часть политической системы, основной ее элемент.

Государство - это учреждение, орган политической власти общества, осуществляющий деятельность в разные периоды.

Государство - это машина для поддержания господства одного класса над другим.

Государство - организация политической власти в классовом обществе.

Затем каждая из теорий разъясняется более обстоятельно.

Предлагается задание: расставить в логической последовательности указанные ниже исторические процессы, которые, с точки зрения сторонников классовой теории, привели к возникновению государства:

возникновение частной собственности; совершенствование орудий труда; возникновение государства; появление возможности эксплуатации чужого труда; возникновение неравенства; появление излишков продукции; развитие экономических связей, торговли; разделение труда.

Можно выделить факторы, которые повлияли на развитие государства:

1) стремление удержать завоеванные территории;

2) внешняя угроза, защита собственной земли;

3) необходимость крупных хозяйственных работ;

4) контакты с более развитыми народами.

В повседневной жизни термин "государство" отождествляется с такими понятиями, как страна, Родина, отечество.

Чем отличается страна от государства?

Родина - место, где мы родились (звучит песня "С чего начинается Родина" М.П.Матусовского).

Страна - крупная территория, выделяемая по географическому положению и природным условиям, территория, имеющая определенные границы, обладающая государственным суверенитетом.

Государство имеет свои признаки. Учащиеся, самостоятельно работая с учебником, выделяют и записывают главные признаки государства:

1) наличие особой публичной власти;

2) административно-территориальное деление;

3) суверенитет, независимость государственной власти от любой другой внутри страны и вне ее, право государств решать свои внутренние и внешние вопросы;

4) налоговая система (сбор и взимание налогов в принудительном порядке);

5) издание законов, имеющих обще-обязательную силу на всей территории данного государства;

6) наличие символов государства.

Далее заслушиваются сообщения учащихся о символах Российского государства.

Для рассмотрения внутренних и внешних функций государства на доску вывешивается заранее подготовленная таблица с указанием основных функций, В основе классификации лежат сферы деятельности государства, т.е. те области общественных отношений, на которые оно воздействует.

Внутренние функции государства

Экономические: выработка экономической политики, создание необходимых условий для развития народного хозяйства, установление правовых основ рынка, управление государственным сектором экономики, налогообложение, поощрение конкуренции.

Социальные: охрана труда и здоровья людей, оказание поддержки семье, установление государством пенсий, пособий, защита престарелых, инвалидов, страхование жизни, здоровья.

Правовые: установление государственных правовых норм, издание законов, применение силы, если законы не выполняются.

Организационные: государство занимается обучением и расстановкой кадров на государственных предприятиях и в учреждениях, осуществляет контроль за исполнением властных решений.

Политические: осуществление политической власти, поддержка демократических норм и институтов.

Образовательные: обеспечивает обязательность, непрерывность начального или среднего образования, демократизацию общества.

Культурно-воспитательные: воспитание гражданственности, патриотизма.

Внешние функции

- участие в решении глобальных проблем современности;

- защита границ, обеспечение национальной безопасности;

- развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;

- отстаивание государственных интересов в международных делах.

После обсуждения функций государства учитель зачитывает письмо читателя, опубликованное в 1998 г. в одной из центральных газет.

"Нам долго талдычили - интересы государства превыше всего. Я спрашиваю: где оно, это государство? Я хочу с ним познакомиться и объяснить, что не я ему должен, а оно должно служить мне. Я бы ему напомнил, что ребенок мой так и вырос, не дождавшись очереди в детский сад. И на квартиру я стою десятый год. И никак я не мог достучаться до государства, которое требовало жертвовать всем для него. Но попробуй нарушить паспортный режим - государство быстро о себе напомнит. И от кого защищается - от меня, своего гражданина! А может, не гражданина, а подданного?»

Вопросы для обсуждения:

1. Какие функции, по мнению гражданина, государство не выполняет?

2. Сегодня много говорят об усилении государства, какие его функции предполагается усилить?

В конце урока учащимся предлагается тестовое задание.

Укажите, что из перечисленного относится к признакам государства.

1. Территория.

2. Население.

3. Обычаи.

4. Законы.

5. Традиции.

6. Аппарат управления.

7. Суверенитет.

8. Местные органы власти.

9. Прокуратура.

Категория: Обществознание | Добавил: ECOIII (2007-03-01) | Автор: Дмитрюк Александр Сергеевич E W
Просмотров: 12937 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Время: 10:03 AM

Вы вошли как:
Гость
IP Адрес: 18.216.188.136
Группа: Гости
Личных сообщений:


Статистика сайта
 Seo анализ сайта
 

Кто онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Зарег. на сайте
Всего: 199
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 3
Модераторов: 1
Проверенных: 2
Обычных юзеров: 193
Из них
Парней:
Девушек:

Новые комментарии
Влад Медведенко написал:
спс помогло)
Алексей написал:
Людмила Николаевна,а почему нельзя скачивать программки?
Даша Шарова написал:
biggrin Клевая фотка!!!!
Галина написал:
Где же программа???
Tktyf написал:
классно но как скачать?
Наташа написал:
[color=green][size=12][b][i][u]
Мне очень всё понравилось.Клёвые картинки получаются!!! biggrin smile
Евгения написал:
Ужасно!!! Хоть
сейчас и зима,
но всё равно
экзамены не за
горами!!! ОЧУМЕТЬ!!!!!!!
!!!!!!!!!!!!!!!!
!!!!!!!!!!!!!!!!!
!!!!!!!!! cry eek
rlc написал:
как ка4ать то ?
Артём написал:
Учись, друг мой, и наступит просветление и у тебя на улице!
З.Ы. Каникулы Рулят!
Артём написал:
Ужимай сельнее файлы!


Copyright ECOIII © 2007